Главная / Экскурсии / Необычные экскурсии / Ювелирный портрет Петербурга

Ювелирный портрет Петербурга

 

Санкт-Петербург сам по себе является ювелирным изделием.


Работа Фаберже
Санкт-Петербург сам по себе является ювелирным изделием. Каждая его улица, парк, здание сделаны с любовью, каждый камень на мостовой по-своему драгоценен. Отправляясь в путешествие по ювелирному Петербургу, в первую очередь мы останавливаемся у этого дома - (Большая Морская,11), где когда-то жила семья Густава Фаберже, скромного ювелира, имевшего своё дело. Именно он был отцом известного на весь мир основателя Дома Фаберже – Карла.

Следующий дом, принадлежавший семейству Фаберже – (Большая Морская, 16), построенный в 1850-х годах по проекту Ф. А. Желязевича. Ранее этот дом принадлежал трём разным владельцам, впоследствии же стал местом, где уже Карл Фаберже жил со своей семьей и воспитал четырёх сыновей.
Тогда вся Большая Морская реконструировалась, отстраивались новые здания, постепенно район этот становился всё более престижным, а в народе эту улицу именовали не иначе как «Бриллиантовой», так как на ней стало открываться много ювелирных лавок. На этой улице уже тогда жили более 20-ти конкурентов Карла Фаберже.

 




Дом на Большой Морской, 24
 
Следующий, и, пожалуй, самый интересный дом - (Большая Морская, 24). Он был построен архитектором К. Шмидтом в 1898 году непосредственно для семьи Фаберже. Здесь в то время был один из лучших в России сейфов – бронированная комната-лифт. На ночь её поднимали до уровня второго этажа и держали под током. Именно сюда постоянные клиенты Фаберже во времена смуты и грабежей приносили свои драгоценности на хранение.

В здании были мастерские, оборудованные по последнему слову техники, которые возглавляли талантливейшие мастера: М. Перхин, А. Хольмстрем, А. Хольминг и А. Тилеман. На первом этаже - магазин ювелирных изделий, а на верхнем находилась художественная студия, где работали выпускники Училища технического рисования барона Штиглица, которое было открыто в 1879 году – (Соляной переулок, 13-15),во главе с Франсуа Бирбаумом. Фирме Фаберже дом на Большой Морской, 24 принадлежал до 1917 года, сейчас здесь находится ювелирный магазин «Яхонт», открывшийся в 1961 году.

Карл Фаберже родился в семье ювелира Густава Фаберже в 1846 году, а в 1870 он стал главой предприятия. Именно в те годы, особенно когда к нему присоединяется его младший брат Агафон (талантливый художник и знаток искусства), Дом Фаберже получает звание «поставщика Его Императорского Величества и с правом иметь на вывеске Императорский герб». У Карла был свой принцип и подход к ювелирным украшениям, он считал, что ценность изделия не в материале, а в мастерстве исполнения и художественной ценности модели.
В 1885 году Карл Фаберже начинает работать над знаменитой серией императорских пасхальных яиц, которые принесли ему наивысшую славу и восхищение по сей день. В общей сложности им было сделано 54 пасхальных яйца для императорской семьи. До наших дней дошли не все, только 45, остальные известны лишь по описанию.
 




Яйцо Фаберже
 

В 1902 году во дворце барона Дервиза прошла первая и единственная в истории персональная выставка Карла Фаберже. Сейчас это первый в России Дворец бракосочетания №1, здесь расписывались многие известные пары - (Английская набережная, 28). Фактически являясь им, Карл получает звание «Придворного ювелира» только в 1910 году. Он добивается признания не только в России, но также в Европе и других странах – это мировая известность.

Государственный Эрмитаж (Дворцовая набережная, 34) – одно из хранилищ великолепных работ не только Фаберже, но и других ювелиров России. Коллекция музея сложилась, в основном, после революции. Это бесценные вещи князей Шереметьевых, Юсуповых, графини Строгановой, Долгорукого и других знатных семей и особ. Например, несколько ваз многослойного стекла работы французского мастера Эмиля Галле, сделанных в серебряной оправе мастера Дома Фаберже Юлия Раппопорта.
 
Личные вещи императорского дома, выполненные мастерами Фаберже, сохранились в музеях Петергофа – (Петродворец, ул. Разводная) и Павловска – (Павловск, ул.Садовая, 20). Вещи, хранящиеся в музее Петергофа, в основном принадлежат вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Несмотря на то, что Фаберже был законодателем ювелирной моды, в России уже на тот момент было немало талантливых мастеров, таких как П. Овчинников, К. Болин, А. Тилландер.
 


А теперь окунемся в советские времена. Мастера ювелирного дела всегда знали, что в торговле ювелирными украшениями полно мистики, и что именно место притягивает каким-то образом покупателей. Главным магазином ювелирных изделий был, как уже было сказано ранее «Яхонт» - (Большая Морская, 24). Но также появилась сеть магазинов «Ювелирторга», тогда она, правда, называлась «Ленювелирторгом». В трудные времена владельцы сумели удержать торговую сеть от разбазаривания, поэтому на сегодняшний день в Санкт-Петербурге немало торговых точек с названием «Ювелирторг», и изящных логотипов – монограммой в виде стилизованной короны.

Ещё одно место в Санкт-Петербурге, где мастера колдуют над ювелирными изделиями – это «Монетный Двор» - (Петропавловская крепость, 6). Здесь из благородных металлов делают нагрудные значки, ордена, медали, а также – ювелирные украшения из белого и красного золота с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вот такой он – ювелирный Петербург: блистательный, изящный и насыщенный своей богатой историей. Но всё же, самое главное украшение города – это гости, его посещающие.