Главная / Экскурсии / Необычные экскурсии / Привидения Петербурга

Привидения Петербурга

Привидения Петербурга

За 300 лет своего существования Петербург обзавелся своими легендами и привидениями.

 

Петербург – город, соединяющий две культуры, две традиции: культуру Запада и традиции Востока.
Привидения – в основе своей, обитают в Западной традиции. Они – энергии умерших, они любят наводить всевозможные пакости на людей.
В Восточной же традиции существуют не привидения, а духи: китайские драконы и все эти природные силы и божества. Их много, но если уметь с ними обращаться и не обижать, то всё будет хорошо. На Западе, обычно, привидений только пугаются… ну или пугают. Санкт-Петербург, как город, основанный Петром I – молодой город. За 300 лет своего существования он обзавелся своими легендами и привидениями. Однако 300 лет – это малый срок, трёхсотлетние приведения ещё не окрепли, не набрались опыта. Именно поэтому в Петербурге почти нет привидений – брендов. Молодое привидение появится, попугает немного, и, потихоньку, исчезнет.
Этот тур посвящен привидениям в Западном смысле слова, привидения же в Восточном понимании – духи и силы и энергии города – будут описаны в туре «Духи города».

Итак, крепость Петербург была основана в 1703 году. Призраков предыдущих эпох, а ведь люди жили на этих местах за 500 лет до основания Петербурга, новый город не унаследовал.

Одним из первых привидений Петербурга стала «Белая дама», обитавшая в Аничковом дворце. Поселилась она в нем году в 1757, через 16 лет после постройки, в год, когда дворец был подарен императрицей Елизаветой Петровной своему фавориту – графу Разумовскому. Белая дама была прозрачна, бесшумна и одета в белый балахон. Сильно жильцов она не беспокоила. Во время пожара 1812 года Аничкова дворца, прохожие видели в огне гигантский силуэт в балахоне.
Спустя четверть века, после переезда во дворец императора Николая I, дама явилась и ему. Появилась она из стены, дабы император не кричал, коснулась его губ (у императора случился приступ удушья), и начала что-то говорить или о чем-то предупреждать. Император был в шоке и не расслышал. Позже дама являлась И Александру II и Николаю II (сказала, что он будет последним из императоров). Николай даже выписал из Парижа мага доктора Папюса, но тот вступить в контакт с призраком не смог.


Павел 1
Наиболее известными призраками города можно назвать призраки Петра I и Павла I. Призрак основателя города впервые был явлен будущему императору Павлу I году в 1770. Павел прогуливался с другом князем Курлыкиным. Во время прогулки он почувствовал сильный холод и вдруг увидел фигуру высокого человека, идущую рядом с ними. Попутчик фигуру не видел. На Сенатской площади незнакомец поднял лицо, в нем Павел узнал императора Петра I. Петр предупредил, дабы Павел не привязывался к миру сему: век Павла не долог. Также император предсказал появление на Сенатской площади своего памятника. Князь Курлыкин же говорит, что разговоров никаких не слышал. Во время прогулки Павел побелел, ему сделалось худо, и его отвели во дворец.
Несколько позже, в 1812 году, когда Наполеон наступал на Москву, император Александр I, опасаясь, что Петербург будет захвачен, приказал эвакуировать Медного Всадника в Вологду. На это уже были выделены деньги. Однако императору доложили, что некий майор Батурин просит передать императору, что уже как некоторое время ему снится такой вот сон: «Всадник съезжает со скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову к Александру I.Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, выходит на встречу государь. Пётр изрекает: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "тяжело-звонкое скаканье». Памятник оставили на месте, Наполеон оказался разгромлен, а Пушкин же, вдохновленный историей, написал свой «Медный всадник» В Великую Отечественную войну, частично по этим же причинам, памятник был оставлен стоять на своём месте, его всего лишь закрыли мешками с песком и досками. Когда же после победы памятник освободили от защиты, на груди императора красовалась начертанная мелом медаль «за оборону Ленинграда». Однажды призрак Петра I видели в сопровождении некоей дамы в здании университета Культуры им. Крупской.
 

Медный всадник
Призрак убиенного императора Павла I – привидение-долгожитель, обитает он в Инженерном замке, и, похоже, покидать его не намерен. Бесплотный дух сей, пожалуй, самый известный в Петербурге, увидеть его можно и сейчас.
Впервые невысокого человека в треуголке и ботфортах, который появлялся ниоткуда, важно расхаживал по коридорам взад и вперед и грозил работникам кулаком, заметили в 1819 году при перестройке долго пустовавшего после смерти императора Павла замка. Власти всячески старались пресечь эти слухи, однако Павел оказался сильнее. Собственно никому плохого он не делает, а просто расхаживает по залам дворца, силясь найти обидчиков, и иногда играет на флажолете - подобии флейты. Его видели и кадеты в XIX веке, и большевики в XX и сотрудники музея в XXI веке. Многие из работников музея боятся оставаться на ночь в мрачных стенах замка, да и милиция от дежурств не в восторге.
В Зимнем же дворце, в Тёмном коридоре, иногда прохаживается призрак Николая I, однако к прохожим не пристает и держится величественно и обособленно. Интересно, но господин Пиотровский – директор Эрмитажа – категорически это отрицает, отрицает он и то, что мумия, представленная в египетской коллекции, любит иногда подмигивать смотрительницам зала.
 


Как это ни странно, но у императорской семьи был и «собственный» призрак – «дух смерти». Почти все императрицы, и некоторые из императоров, видели своих двойников, весящих будто бы в воздухе, от оригинала не отличимых, однако через непродолжительное время становившихся невидимыми. Говорят, когда императоры видели этот «дух смерти», им открывалось будущее, вплоть до смерти.

Также из более-менее известных призраков можно назвать:
Призрак, встречающийся вблизи филологического факультета СПбГУ (во дворе здания 12 коллегий). Кто он – единого мнения нет, то ли это дух Блока (а он родился невдалеке отсюда – Университетская набережная д. 3 во дворе), то ли призрак студента, умученного каким-то преподавателем – никто не знает. Да и появляться он в последнее десятилетие реже стал, видно не до него нынешним студентам.


Нарвские ворота
Нарвские триумфальные ворота. Их украшают фигуры воинов. В полночь одна из фигур оживает и, лишь увидит припозднившегося человека, поднимет руки, то ли предупреждая, то ли приветствуя. Говорят, правда, что в последнее время призрак как то неохотно начал руки поднимать: не пугаются, да и после полуночи слишком много зевак.

Призрак гайдука-великана (гайдук – придворный чин) в кунсткамере. Из Франции, из города Кале, выписали тамошнего великана. Некоторое время он жил при дворе, а когда скончался, его не похоронили, а сохранили в коллекции кунсткамеры. В частности, там стоял гигантский его скелет. После революции кому-то приглянулся череп гайдука, и тот пропал. Вот тогда то и начал бродить скелет великана по музею, пытаясь отыскать свою собственность. Людей, как и многие интеллигентные Петербургские призраки, он сторонился, однако работников изрядно раздражал. Нашли чей-то другой череп, и поставили на место утерянного, удивительно, но этого было достаточно, и гайдук появляться перестал.
 


Говорят, молодой архитектор Кокориков, представляя Екатерине Великой новую Академию Художеств, ужасно расстроился, когда императрица испачкалась в известке, и той же ночью повесился на чердаке академии. Теперь запоздавшие студенты иногда его встречают – он ходит с чертежными инструментами и весьма призрачен. На ближайшем экзамене студенту такая встреча ничем хорошим не обернется.
А в ненастную погоду, бывает, стучится в академию пришедший со Смольного кладбища и изрядно продрогший скульптор Козловский.

На Гороховую 64 (квартира 20), а также в Юсуповский дворце, бывает, Григорий Распутин захаживает. В первом доме он жил, в дворце же – перестал.

Однажды, после революции, прохожие увидели выбегающего из особняка балерины Ксешинской человека в форме и с пистолетом в руках. Пробегая мимо урны, он выбросил туду какую-то бумажку, и поспешил по ул. Куйбышева в сторону Авроры. Выброшенную бумажку изучили – оказалось это приказ о расстреле всех контрреволюционеров, подписанный председателем ЧК. Тут то и стало понятно, что за бегун это был – убитый контрреволюционером 30 августа 1918г, тот самый председатель ЧК Моисей Урицкий. Убит то он был на Дворцовой, да здесь был выставлен его восковой портрет.

Ну и прочие:



Княжна Тараканова 
В 1708 году, при строительстве Кронверка Петропавловской крепости, в Кронверкском канале потонул рабочий-землекоп, вытащить его из воды так и не смогли. Спустя 100 лет он испугал городового, выйдя из «пены морской» и уставившись мёртвым глазом. Продолжал шалить так некоторое время, пока один рыбак не запустил в него камнем. Обиделся и более не проявлялся.

В 1826 г, на территории Кронверка были повешены декабристы. Спустя некоторое время они начали попугивать народ всякими звуками, или просто прохаживались впятером по набережной. Слухи о них так надоели, что в 1925 году в течении трёх дней отряд добровольцев из общества безбожников пытались их поймать. Декабристы так и не появились, зато пьянчуг в районе стало заметно меньше.
Софья же Перовская, появляется раз в год в марте на мостике Екатерининского канала – вот эта противная – вся синюшная, глаза вылезли, на шее следы от веревки, а в руках платочек (им она подала сигнал к убийству царя, хорошо хоть, что появляется всего раз в год).

Княжна Тараканова, умершая в тюрьме Петропавловской крепости, тихонько плачет у Трубецкого бастиона.

А бывало посередине моста моста Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенский) стояла барышня в прюнелевых башмаках и черной пелеринке, стояла и жаловалась на судьбу – Шишига, одним словом. Только это уже и не призрак вовсе, а нечистая - обитатель рек. О ней в туре «духи города»